О Николае Втором
Jul. 17th, 2008 01:21 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
31 мая. Вознесение...
(...) Наконец, после ужина Авдеев, слегка навеселе, объявил Боткину, что анархисты схвачены и что опасность миновала и наш отъезд отменен! После всех приготовлений даже скучно стало! Вечером поиграли в безик.
23 июня. Суббота.
(...) Все эти дни, по обыкновению, много читал; сегодня начал VII том Салтыкова (-Щедрина). Очень нравятся мне его повести, рассказы и статьи.
28 июня. Четверг.
(...) Начал читать VIII том Салтыкова (-Щедрина).
Затем идет последняя запись в его дневнике:
30 июня. Суббота
Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправляется, но совершенно разогнуть его он не может. Погода теплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем.
30 июня по старому стилю (по которому вел свой дневник Николай Второй) – это 13 июля по новому. А убили их в ночь с 16 на 17 июля по новому стилю. То есть, еще за четыре дня до смерти никаких кардинальных перемен в содержании дневниковых записей (соответственно, и в душе их автора) не случилось. Возможно, эти кардинальные перемены в душе Николая Второго (претерпение им страстей как высшей степени духовного напряжения) произошли как раз в промежуток между 13 и 17 июля, но конкретно об этом нигде не говорится.
Кроме того, из его Жития видно, что смертный приговор оказался для царской семьи полной неожиданностью:
Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?»
То есть, трудно допустить, что страстотерпчество Николая Второго 13 - 16 июля могло быть связано с его ожиданием скорой казни.
Когда-то спрашивал обо всём этом на курайнике у монархистов (и не только у них), но вразумительного ответа так и не получил.
Re: совмещаться в одной и той же душе
Date: 2008-07-17 12:59 pm (UTC)Когда-то д. А.Кураев в своей прошловековой статье "Что достойно подражания в жизни императора Николая?" написал:
"Самый неоспоримый довод в пользу канонизации поясняет: царь канонизируется потому, что его имидж в сознании палачей сливался с образом России и Церкви. Стреляли не в гражданина Романова. Стреляли в Россию и в Церковь. Вот Церковь и говорит: те кто, стреляли в Царскую семью (и отдавали приказ об этом расстреле), сами считали, что стреляют в меня. Значит, Царская Семья ради меня пострадала, и потому я не могу их образы убрать из своей памяти, не могу не видеть их рядом с Христом. А потому и пою им не только “вечную память”, но и величание."
То есть, д. Андрей предполагал их канонизацию не как страстотерпцев, а как мучеников - не за претерпение страстей, а за мученическую кончину. Тогда и того вопроса у меня бы не возникло.
Re: совмещаться в одной и той же душе
Date: 2008-07-17 01:29 pm (UTC)Претерпение лишь психологического напряжения ведет к святости даже без обращения человека к религии (говоря языком лазарят, "без принятия церковных догм")?
Из той статьи д.А.Кураева:
"Последняя упомянутая книга – “28 июня ст. ст. Начал читать 8 том Салтыкова-Щедрина”. И нет ни одной книги святоотеческой. Кроме двух упоминаний о Библии – никакой духовной, собственно церковной литературы…"
"Мученики древности не проводили вечера перед казнью в карточных играх, не записывали в своих дневниках радостные впечатления от выигранных партий (“во время игры имел четыре безика… Во время игры с Марией у меня вышел настоящий трик-трак – так же редко, как четыре безика” – 1-5 мая 1918), не учили своих детей карточным играм (3 мая 1918).